Размышления после очередной новости - о том, как безуспешно пытаются сохранить старину.
Этот пост рождался очень долго. Очень.
Я радикалист в этом вопросе. Зачем беречь эти развалины? Зачем реставрировать иконы, чтобы они стояли в витринах в музее? Зачем пыль сдувать с развалин храмов? Даже так - зачем беречь разные "пописушки" великих художников и демонстрировать их под стеклом в музеях? Разные там черновики и бумажки? Зачем афинские развалины до сих пор беречь? И так далее...
Ну, начнём с того, что за каждым произведением стояли люди. Это во-первых. Во-вторых, стояла ВЕРА. В-третьих, стоял большой творческий потенциал. Это я к тому, что не старому нужно поклоняться, а новое создавать, научившись на старом - и творить, и верить, и вдохновляться.
Вот чужды мне все эти поклонения - древнему творчеству, древней цивилизации, древним постройкам. Зачем эти развалины берегли? Все эти бедные арки и окошки несут какой-то дух? Да ничего они не несут. И стены эти ничего не берегут, никаких там молитв и никакого духа. Важен - живой человек. А не мёртвое, старое и пыльное. Монахов в этом здании нет, а развалины лишь заставляют нас сентиментально и эмоционально смотреть в прошлое и сокрушаться - ах, какая тут была жизнь, была и нет, ах, какая жалость...
То же касается любого вида реставраций и сохранения старины. Я не говорю о необходимых операциях по сохранению внешнего вида. Те же соборы, являющиеся визитной карточкой городов и до сих пор сохраняющие свой более-менее первозданный облик. Речь идёт о старом. Об умирающем. О развалинах. Афинские остатки храмов, римские - зачем их беречь? Чем те люди отличались от нас, что мы так трясёмся над их постройками? По-моему, пороков и мерзости там творилось не меньше, под крышами их величественных храмов. Только они преподнесли это с таким пафосом, что мы до сих пор восторгаемся их цивилизацией и их же пороками. Ну, а мы, неспособные такой пафос даже вообразить, образно выражаясь, ползаем по пыльной свалке их былых подвигов и радуемся каждой жалкой гнилой ерунде как уникальной находке... Да, многое можно почерпнуть и научиться, смотря на эти обломки, но на самом деле, учатся единицы, а обыватель - охает и трясётся, когда читает о том, что обломки уже приказывают долго жить. И громко возмущается на форумах о халатности и лени отдельных видов граждан. Но дело даже не в ценности или количестве информации, что несут развалины. А о нас. Мы пишем и переписываем историю, мы переделываем её под себя, как нам заблагорассудится, мы копаемся в костях и битых кувшинах и бьёмся насмерть с теми, кто присвоит себе наши находки (или ещё с кем-нибудь), но ничего не СОЗИДАЕМ.
Мы разучились ТВОРИТЬ. Каждая сопливая малолетка, купив набор масляных красок и уже готовый загрунтованный холст, мажет ерунду и рекламирует себя с таким гонором, будто она готовый Пикассо. Каждый понтанутый выпускник архитектурного института строит однотипные металло-стеклянные-не-знаю-какие конструкции и получает деньги за проект. И плевать на творчество.
Вот поэтому мы так трясёмся над стариной. Потому что сами не умеем. И не хотим уметь. Мы обленились, обрюзгли, одряхлели духовно. Ничего в нашей мелкой душонке нет, кроме обезьянних желаний поесть, поспать и совокупляться регулярно.
Рублёв? Гений? А не простой ли человек, вдохновлённый Богом и создающий то, что просит душа? Ван Гог? Гений? А не глубоко ли страдающий человек, ищущий выхода своим эмоциям и тому огню, что съедал его? Пикассо? Ренуар? Дали? Ёлки-палки, да это просто люди. Которые писали, рисовали, создавали. Просто люди. И создавали потому. что не могли иначе. А мы трясёмся на их картинами и творениями, понимая, что ничего другого у нас нет. НЕ УМЕЕМ.
Хорошо бы заново повернуть всю историю. Как в доброй сказке. Старый учит молодого, молодой начинает творить. И так из поколения в поколение, из уст в уста. Как Библия - передавалась из уст в уста, её просто знали, некоторые истории, некоторые события, рассказывали, приводили в пример. Библия была живая, как человеческая жизнь. А сейчас мы тиражируем золотые переплёты Священного Писания, продаём его как "оберег", который даже если дома просто лежит, и то от чего-то там защищает. Обмельчали и ослепли мы. И чем дальше, тем больше. Видимо, поэтому всё больше панически хватаемся за прошлое, потому что дальше и смотреть-то страшно, ничего там нет...
Писатели? Поэты? Художники? Архитекторы? Монахи? Просты люди. Выбравшие свой путь. Их нужно помнить, нужно любить, но незачем поклоняться их черновикам и писулькам. Да, книги нужно издавать, читать, любить. Картины - созерцать. И так далее. Но умирающему нужно дать умереть. В работе, в процессе. Икона - пусть висит в церкви, пока не выцветет и не сгниёт. Картина - пусть висит в музее, пока не развалится. Здание - пусть стоит, пока не сломается. Нужно учиться, учиться с нуля, как создавать. Чтобы на месте старой иконы повесить другую. Чтобы вместо одной картины написать другую. На месте старого монастыря построить новый. Только не за деньги, не на отвали, не дебильный ширпотреб. Нам нужно учиться СОЗИДАТЬ. Вспомнить КРАСОТУ. Надеюсь, это ещё возможно.
А имена великих сохранятся. Даже дело не в именах. Слово умрёт тогда, когда умрёт последний говорящий. Так и имя - умрёт лишь тогда, когда последний его помнящий умрёт. Дело не в смерти. А в нашей способности жить. Не сентиментально заглядывать в прошлое - ах, как жилось. А сегодня и сейчас - жить и творить. Вдохновенно, бескорыстно, ради красоты.
Ну, и напоследок, самое главное. Не зря музыку назвали высшим из искусств. Звук невозможно сохранить для потомков. Звуком можно наслаждаться. Поэтому музыкант - это до сих пор труд. Несмотря на жалкие и мерзкие попытки уничтожить музыку, унизить и сдешевить - попса, рэп, хэви-метал и прочий ужас (и не надо мне говорить, что оно имеет право на существование), - музыка живёт. Чтобы играть Баха, нужно учиться. Вот это - созидание. Музыка создаётся, чтобы жить, а не чтобы ветшать и умирать. Музыка не умирает.
Этот пост рождался очень долго. Очень.
Я радикалист в этом вопросе. Зачем беречь эти развалины? Зачем реставрировать иконы, чтобы они стояли в витринах в музее? Зачем пыль сдувать с развалин храмов? Даже так - зачем беречь разные "пописушки" великих художников и демонстрировать их под стеклом в музеях? Разные там черновики и бумажки? Зачем афинские развалины до сих пор беречь? И так далее...
Ну, начнём с того, что за каждым произведением стояли люди. Это во-первых. Во-вторых, стояла ВЕРА. В-третьих, стоял большой творческий потенциал. Это я к тому, что не старому нужно поклоняться, а новое создавать, научившись на старом - и творить, и верить, и вдохновляться.
Вот чужды мне все эти поклонения - древнему творчеству, древней цивилизации, древним постройкам. Зачем эти развалины берегли? Все эти бедные арки и окошки несут какой-то дух? Да ничего они не несут. И стены эти ничего не берегут, никаких там молитв и никакого духа. Важен - живой человек. А не мёртвое, старое и пыльное. Монахов в этом здании нет, а развалины лишь заставляют нас сентиментально и эмоционально смотреть в прошлое и сокрушаться - ах, какая тут была жизнь, была и нет, ах, какая жалость...
То же касается любого вида реставраций и сохранения старины. Я не говорю о необходимых операциях по сохранению внешнего вида. Те же соборы, являющиеся визитной карточкой городов и до сих пор сохраняющие свой более-менее первозданный облик. Речь идёт о старом. Об умирающем. О развалинах. Афинские остатки храмов, римские - зачем их беречь? Чем те люди отличались от нас, что мы так трясёмся над их постройками? По-моему, пороков и мерзости там творилось не меньше, под крышами их величественных храмов. Только они преподнесли это с таким пафосом, что мы до сих пор восторгаемся их цивилизацией и их же пороками. Ну, а мы, неспособные такой пафос даже вообразить, образно выражаясь, ползаем по пыльной свалке их былых подвигов и радуемся каждой жалкой гнилой ерунде как уникальной находке... Да, многое можно почерпнуть и научиться, смотря на эти обломки, но на самом деле, учатся единицы, а обыватель - охает и трясётся, когда читает о том, что обломки уже приказывают долго жить. И громко возмущается на форумах о халатности и лени отдельных видов граждан. Но дело даже не в ценности или количестве информации, что несут развалины. А о нас. Мы пишем и переписываем историю, мы переделываем её под себя, как нам заблагорассудится, мы копаемся в костях и битых кувшинах и бьёмся насмерть с теми, кто присвоит себе наши находки (или ещё с кем-нибудь), но ничего не СОЗИДАЕМ.
Мы разучились ТВОРИТЬ. Каждая сопливая малолетка, купив набор масляных красок и уже готовый загрунтованный холст, мажет ерунду и рекламирует себя с таким гонором, будто она готовый Пикассо. Каждый понтанутый выпускник архитектурного института строит однотипные металло-стеклянные-не-знаю-какие конструкции и получает деньги за проект. И плевать на творчество.
Вот поэтому мы так трясёмся над стариной. Потому что сами не умеем. И не хотим уметь. Мы обленились, обрюзгли, одряхлели духовно. Ничего в нашей мелкой душонке нет, кроме обезьянних желаний поесть, поспать и совокупляться регулярно.
Рублёв? Гений? А не простой ли человек, вдохновлённый Богом и создающий то, что просит душа? Ван Гог? Гений? А не глубоко ли страдающий человек, ищущий выхода своим эмоциям и тому огню, что съедал его? Пикассо? Ренуар? Дали? Ёлки-палки, да это просто люди. Которые писали, рисовали, создавали. Просто люди. И создавали потому. что не могли иначе. А мы трясёмся на их картинами и творениями, понимая, что ничего другого у нас нет. НЕ УМЕЕМ.
Хорошо бы заново повернуть всю историю. Как в доброй сказке. Старый учит молодого, молодой начинает творить. И так из поколения в поколение, из уст в уста. Как Библия - передавалась из уст в уста, её просто знали, некоторые истории, некоторые события, рассказывали, приводили в пример. Библия была живая, как человеческая жизнь. А сейчас мы тиражируем золотые переплёты Священного Писания, продаём его как "оберег", который даже если дома просто лежит, и то от чего-то там защищает. Обмельчали и ослепли мы. И чем дальше, тем больше. Видимо, поэтому всё больше панически хватаемся за прошлое, потому что дальше и смотреть-то страшно, ничего там нет...
Писатели? Поэты? Художники? Архитекторы? Монахи? Просты люди. Выбравшие свой путь. Их нужно помнить, нужно любить, но незачем поклоняться их черновикам и писулькам. Да, книги нужно издавать, читать, любить. Картины - созерцать. И так далее. Но умирающему нужно дать умереть. В работе, в процессе. Икона - пусть висит в церкви, пока не выцветет и не сгниёт. Картина - пусть висит в музее, пока не развалится. Здание - пусть стоит, пока не сломается. Нужно учиться, учиться с нуля, как создавать. Чтобы на месте старой иконы повесить другую. Чтобы вместо одной картины написать другую. На месте старого монастыря построить новый. Только не за деньги, не на отвали, не дебильный ширпотреб. Нам нужно учиться СОЗИДАТЬ. Вспомнить КРАСОТУ. Надеюсь, это ещё возможно.
А имена великих сохранятся. Даже дело не в именах. Слово умрёт тогда, когда умрёт последний говорящий. Так и имя - умрёт лишь тогда, когда последний его помнящий умрёт. Дело не в смерти. А в нашей способности жить. Не сентиментально заглядывать в прошлое - ах, как жилось. А сегодня и сейчас - жить и творить. Вдохновенно, бескорыстно, ради красоты.
Ну, и напоследок, самое главное. Не зря музыку назвали высшим из искусств. Звук невозможно сохранить для потомков. Звуком можно наслаждаться. Поэтому музыкант - это до сих пор труд. Несмотря на жалкие и мерзкие попытки уничтожить музыку, унизить и сдешевить - попса, рэп, хэви-метал и прочий ужас (и не надо мне говорить, что оно имеет право на существование), - музыка живёт. Чтобы играть Баха, нужно учиться. Вот это - созидание. Музыка создаётся, чтобы жить, а не чтобы ветшать и умирать. Музыка не умирает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий